Главная         О компании         Контакты         Клиенты         Аккредитация         Публикации         Вопрос-ответ


Услуги аудиторской фирмы АУДИТ-Урал, Росаудит
Аудиторская фирма АУДИТ-Урал, РОСАУДИТ, аудит, аудит в сфере ЖКХ



ЮРИСТ МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

     В данной статье мы рассмотреть проблемы ценообразования ЖКХ в рамках правового коридора(как нам предложено коллегами в предыдущем номере журнала) с тем, чтобы разобраться наконец-то, а почему же на таком, практически совершенном, по мнению наших оппонентов, правовом поле, вырастают такие, далеко не совершенные, по нашему мнению, цены. И как следствие, убытки ЖКХ, которые приведут, и уже привели многие жилищные организации к пока что потенциальному банкротству.

     Мы в своих расчетах, помимо законов, принятых законодателями, обязаны руководствоваться еще и объективными законами математических расчетов. Есть в математике метод доказательства «от противного». Давайте с помощью этого метода и рассмотри нашу спорную ситуацию – реализовать услуги через управляющие организации.
     Итак, методом от «от противного» допускаем, что управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы для дальнейшей их переработки в услуги и затем реализации их собственникам и нанимателям многоквартирного дома. В данном случае для правильных и доказательных цен и тарифов экономисту необходимо определить виды деятельности, на которые осуществляется расчет цен и тарифов. В нашем случае это будет:
  • Управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (по 491 Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 г.);
  • Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление (по 301 Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г.).

  •      При этом Постановление РФ ; 491 символизирует для нас жилищные услуги, №307 – коммунальные. В Постановлении Правительства РФ №307 сказано: «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
         Исходим из того, что данная деятельность, которая охватывает понятие коммунальные услуги, является предпринимательской. Если бы она была благотворительной или какой-то иной, то это должно быть, по крайней мере, оговорено.
         На каждый вид предпринимательской деятельности необходимо выполнить расчет цены или тарифа. Общий свод по видам цен и тарифов представлен в таблице.

         Из таблицы следует, что из общей схемы сразу выпадает водоотведение, ведь в нем отсутствует понятие ресурса, следовательно, нет и преобразования. Далее из таблицы видно, что плата населения не может быть тарифом (ценой), так как плата – это расчетная (производная) величина, полученная путем умножения тарифа (цены) за единицу услуги на объем услуги.
    Пока понятие «ресурс», «услуга» не будут наполнены экономическим смыслом и содержанием, она так и останутся пустой оболочкой. Пока же эта игра слов затеянная, на наш взгляд, только ради того, чтобы всю ответственность за качество и объем коммунальных услуг возложить на управляющие организации.

    Тарифа за единицу коммунальной услуги в исполнении УК не было и нет. Как видно из графы 5, по строкам, соответствующим коммунальным услугам, отсутствуют затраты управляющих организаций.
         Если бы существовала реальная деятельность по преобразованию ресурса в услугу, то в графе 5 должны были бы появиться дополнительные величины, а именно собственные расходы управляющих организаций на предоставление коммунальных услуг. Тогда тариф управляющих организаций был бы равен: ресурс (А) плюс собственные расходы УК (Б) на предоставление коммунальных услуг. Плата граждан тогда была бы равна (А+Б)*норматив.
         Но, на сегодняшний день, ни в одной из управляющих организаций в данных бухгалтерского учета мы не обнаружили и копейки собственных дополнительных расходов на предоставление коммунальных услуг на тех самых агрегатах, из-за которых и разгорелся весь «сыр-бор». Тот, кто учитывает «коммуналку» на счетах реализации, показывает ее там по суммам «ресурсо-» или «энерго-» снабжающих организаций (согласитесь, что на результат математических расчетов название не влияет).
         Почему это происходит? Потому, что этих расходов и не может быть, так как содержание сех «агрегатов» внутри многоквартирного дома, в том числе и внутридомовой системы электроснабжения, относится к услуге «управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (МКД), но никак не к водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и т.д.
         Мы не можем затраты на одно и тоже инженерное оборудование, на одни и те же виды работ и ремонтов одновременно относить и на жилищную услугу и на коммунальную. Или законодатели предлагают одни и те же затраты продавать два раза?
         Что же получается с точки зрения предпринимательской деятельности? Нет ни затрат, ни цены на эту деятельность. Спрашивается, а есть ли сама эта деятельность? С «математической» точки зрения – нет. Еще один вопрос. А по каким критериям общее имущество дома используется при осуществлении «коммунальной» деятельности? Ведь цена «жилищной» услуги определяется с согласия собственников на собрании. Или из этого следует, что за счет цены на содержание и ремонт общего имущества осуществляется и деятельность «коммунальные услуги». Разве такое допустимо?
         В постановлении Правительства РФ №307 от 23.05.2005 г. сказано по поводу ценообразования на коммунальные услуги в п.15, что управляющая организация приобретает ресурс по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, но ни слова не сказано, о том, по каким тарифам реализует управляющая организация коммунальные услуги. Во всех документах тариф ресурса сразу превращается в плату граждан, но плату граждан нельзя считать тарифом для реализации, так как это, как уже сказано выше, понятие производное (тариф – это стоимость единицы услуги). Даже если законодатели настаивают на том, что цена реализации равна плате населения в квитанции (с точки зрения экономики это неверно все равно) никакого преобразования ресурса в коммунальную услугу не происходит. Вот и получается бесплатное превращение (только на словах) ресурса в услугу на оборудовании, содержание и ремонт которого относится к жилищной услуге.
         По экономическим выкладкам не просматривается ни преобразования ресурса, ни реализации коммунальных услуг. А при «агентировании» получается такая схема: приняли с использованием инженерного оборудования в доме услугу от поставщика коммунальных услуг по его тарифу, перераспределили ее по всему дому с помощью того же инженерного оборудования, осуществляя при этом на инженерном оборудовании жилищную услугу по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, собрали с населения плату, которая формируется по тарифу поставщика и отдали эти средства поставщику.
         Слова «ресурс», «услуга» пока не будет наполнены экономическим смыслом и содержанием так и останутся пустой оболочкой. Пока же эта игра слов затеяна, на мой взгляд, только ради того, чтобы всю ответственность за качество и объем коммунальных услуг возложить на управляющие организации. В 307 Постановлении Правительства РФ сказано: «Коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Про ресурс этого не сказано, написано только, что ресурс используется для предоставления коммунальной услуги и все.
         На примере водоснабжения рассмотрим противоречия в «игре словами» «ресурс»- «услуга».
         На сегодняшний день предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) осуществляют отпуск питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. При этом, при заключении договоров с абонентами существенными для них являются условия: качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод – так сказано в Постановления Правительства №167 от 12.02.1999 г. «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения…».
         Для соблюдения качества воды предприятия ВКХ осуществляют очень скрупулезный (весьма затратный) производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Контроль качества воды осуществляется по физико-химическим, микробиологическим, радиологическим и органолептическим показателям должен проводиться лабораторией в местах водозаборов, в процессе ее обработки, перед поступлением в сеть, а также в самой сети. (Приказ Госстроя РФ от 30.12.1999 г. №168 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации и другие документы, их много).
         Из наружных трасс во внутридомовые сети вода поступает непрерывно, сразу к потребителю, а жилищные организации могут регулировать только давление, следовательно, объем, но никак не качество этой воды.
         Производственный контроль качества воды осуществляют специальные лаборатории, а также специалисты, находящиеся в штате ВКХ, аттестованные (аккредитованные) в установленном порядке.
         Полностью отвечая за качество питьевой воды, предприятия ВКХ поставляют в жилые дома «ресурс» «питьевая вода», а жилищные организации преобразуют ее в «услугу» «та же самая питьевая вода» или «улучшенная питьевая вода»? Какой контроль осуществляется в доме, за счет какого тарифа и на основании каких нормативных документов? Или все-таки предприятия ВКХ оказывают услугу «полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой» - это определение дано Постановлением РЭК от 19.12.2007г. «Об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Свердловской области». И именно на эту услугу устанавливается тариф для предприятий ВКХ. Что же тогда делают в жилом доме с «полным комплексом услуги водоснабжения питьевой водой». Получается, что распределяют ту же самую воду, на более мелкие объемы по квартирам, причем без преобразования, поэтому и контроль качества не предусмотрен ни одним документом и средства на это не запланированы дополнительно ни в одном тарифе. По аналогии можно рассмотреть и все другие услуги.
         Слова в документах менять можно бесконечно, без экономического содержания они легковесны, стоимостные величины более тяжелы на подъем. А когда денежные величины не успевают за потоком «модных» словосочетаний, либо вообще не анализируются при принятии нормативных документов, мы имеем экономические «ножницы» и далеко идущие последствия.
    № №
    п\ п
    Наименование
    «ресурса»
    Тариф на
    «ресурс»
    Наименование
    «услуги»
    Расходы УК на
    осуществление
    предприниматель-
    ской деятельности,
    «коммунальные услуги»
    и «жилищные» услуги
    Тариф (цена)
    на жилищные и
    коммунальные
    услуги для УК
    Плата
    населения
    1 2 3 4 5 6 7
    1. Холодная вода Регулируется законом №210 –ФЗ Холодное водоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* норматив (либо на факт по пробору учета)
    2. Горячая вода Регулируется законом №41-ФЗ Горячее водоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    3. Нет ресурса Регулируется законом №210–ФЗ Водоотведение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    4. Электроэнергия Регулируется законом №41-ФЗ Электроснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    5. Газ Регул. Пост. Прав. №332 от 15.04.1995 г Газоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    6. Тепловая энергия Регулируется законом №41 –ФЗ Отопление отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    7. - - Управление, содержание и ремонт общего имущества МКД Все затраты по осуществлению жилищных услуг Цена установлена в руб. на 1 кв.м Графа 6* на площадь жилья
    Знак * - обозначает умножение

    ЗА0 "Р0САУДИТ"
  • Аудиторская деятельность
    (Лиц. № Е 007986 от 18 сентября 2006 г.);
  • Проведения финансовой экспертизы обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ;
  • Проверка обоснованности расчёта соответствующих им тарифов;
  • Проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  • ЗАО «Росаудит» аккредитовано при Межрегиональном Центре экспертных и аудиторских организаций ЖКХ
    620012, г. Екатеринбург,
    ул. Избирателей, 110, оф. 2
    тел/факс (343) 325-60-60, 325-61-60
    www.ural-rosaudit.ru

    Людмила ПОПОВА, начальник экономического отдела ЗАО «РОСАУДИТ»

    Жилищно-коммунальный комплекс Урала №5 (48), 2008 (скачать статью в формате документа Microsoft Word)

    Назад

    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит
    г. Екатеринбург
    ул. Лукиных, д.5, оф. 207

    +7 900-201-98-16
    Яндекс.Метрика
    Аудиторская фирма ЗАО РОСАУДИТ